Бизнес-этика



  Бизнес-этика – это одна из важнейших, но в то же время наименее изученных областей в современной деловой жизни. Область Бизнес-этики занимается вопросами того, насколько приемлема определённая деловая практика.

 Например, имеет ли право продавец на организованной для клиента презентации изделия утаить информацию о низком стандарте безопасности изделия? Должен ли бухгалтер сообщать о неточностях, обнаруженных в ходе аудита, зная, что в таком случае клиент, вероятно, прекратит сотрудничество с фирмой? Должны ли производители автомобилей применять дорогостоящие новые детали, обеспечивающие безопасность, зная, что по этой причине автомобиль станет слишком дорогим для клиента? Несмотря на законность принятых в таких ситуациях решений и действий, последние нужно оценивать с точки зрения различных показателей, а не только по шкале «верно-неверно». Бизнес-этика противоречива по своей сути, и она не даёт единственно верных ответов.

Для чего этика в бизнесе?

Бизнес и этику нельзя рассматривать раздельно в течение долгого времени. В своей повседневной работе и деятельности люди (на любом уровне) неизбежно сталкиваются с необходимостью принятия этических решений. Этичные/этические вопросы возникают в области управления, маркетинга, производства, исследовательской работы, человеческого капитала, финансового управления, деловой стратеги, а также руководства предприятием.

Этичная/ответственная деятельность способствует созданию новой компетенции, поскольку она привлекает членов организации в пределах всей организации, побуждает к ориентированному на будущее / на целостный подход стиль руководства и лучше подготавливает предприятие как к внешним, так и внутренним изменениям, волнениям, кризисам. Так создаётся доверие, улучшается репутация, налаживаются и сохраняются хорошие отношения с различными заинтересованными группами, в т.ч. с членами, клиентами, партнёрами, владельцами, инвесторами организации, а также с банками и СМИ. Этичная/ответственная деятельность помогает улучшать привлекательность предприятия при поиске хороших работников, поддерживать добрую волю членов организации и повышать ценность и благонадёжность предприятия, обеспечивать последовательное и постоянное развитие предприятия. Этичная/ответственная деятельность влияет не только на людей и заинтересованные группы, то также на интересы и долгосрочную рентабельную деятельность организации. То есть, иными словами, просто помогает лучше управлять предприятием.

Этика

● Этика – это измерение человеческой мысли и поведения, которое исходит из принципов добра и правильности
● Этика – это попытка определения правил, которыми должны руководствоваться человеческая деятельность и жизненные ценности.
● Этика определяет то, как люди должны относиться друг к другу.
● Этика – это совокупность ценностей, которые считаются положительными и верными.

Этические ценности (Майкл Джозефон, 1988):

§ Честность (honesty)
§ Добросовестность (integrity)
§ Выполнение обещаний (promise-keeping)
§ Надёжность (fidelity)
§ Открытость (fairness)
§ Забота о других (caring for others)
§ Уважение к другим (respect for others)
§ Гражданская ответственность (responsible citizenship)
§ Стремление к совершенству (pursuit for excellence)
§ Подотчётность (accountability)

Этические подходы в деловой этике

§ Релятивизм – учитываются ситуационные, культурные, традиционные аспекты.
§ Этика последствий (Дж. Бентам) – последствия и влияние имеют важное значение, анализ расходов и доходов (краткосрочные и долгосрочные перспективы деловой деятельности).
§ Этика обязательств (И. Кант) – вопросы прав и обязанностей, личные и профессиональные вопросы, действия согласно принципу, который должен превратиться в общий закон, чтобы каждый мог поступать таким же образом; оценивание других, отношение к другим людям как к цели, а не только средству; действовать так, как будто мы живём в идеальном мире.
§ Права и справедливость (Дж. Роулс) – принципы равенства, свободы выбора и справедливости; ресурсы следует использовать эффективно и результативно.
§ Этика добродетелей (Аристотель) – общечеловеческая добродетель в деловой деятельности, добродетели в управлении деловой деятельностью и организациями; цель заключается в развитии руководителя и организации; действовать так, как ведут себя добродетельные люди; стремление к совершенству.
§ Этика заботы (C. Gilligan) – рассматриваются (считаются важными) личные отношения и забота о других, внедрение второй перспективы.

● Постмодернистская этика – внимание уделяется дискуссиям, сотрудничеству ради поиска, достижения подходящего результата, рассматриваются отношения между участниками.

Этические дилеммы

Дилемма – это проблема сложного выбора между тем или иным способом поведения.  Ситуации и конфликты, которые изо дня в день требуют решений и возникают в реальной жизни, зачастую порождают именно этические дилеммы.

Нередко оба возможных решения этической дилеммы могут предполагать поведение, не приемлемое с точки зрения морали.

Этические конфликты могут с большей вероятностью возникать, если:
● имеет место заметный конфликт между различными интересами
● альтернативы решения могут быть оправданы одинаково
● последствия имеют очень важное значение для заинтересованных лиц

Примеры:
Клиент желает получить от фирмы какое-либо изделие или услугу, но, услышав цену, заявляет, что такая цена неприемлема для него. Работник фирмы знает, что ту же услугу клиент может получить дешевле у конкурента. Должен ли работник фирмы рассказать клиенту о конкуренте или нет?

Фирма гордится своей системой выплаты заработной платы, основанной на заслугах работников. Один из работников целый год старательно трудился и нуждается во всяческом признании. Но в то же время он получает зарплату по высшему уровню и кроме него имеется ещё много других работников, которых следует оценить, поэтому руководители фирмы не могут излишне превозносить этого работника. Как им следует поступить?

Руководитель фирмы говорит одному из руководителей отдела, что в ближайшее время наряду с другими работниками будет уволен также один из работников его отдела. В то же время руководителю отдела нельзя никому говорить об увольнении, поскольку тогда возникнет всеобщая паника. Руководитель отдела слышит от своего работника, который должен быть уволен, что тот планирует купить дорогой подарок дочери и новую мебель для своего дома. Как следует поступить руководителю отдела?

Мой коллега говорит мне, что он собирается уйти из фирмы и начать работу на новом месте, которое обещано ему. В то же время мой начальник даёт мне понять, что он не даст мне новую возможность в фирме, поскольку собирает предоставить её моему коллеге. Как мне следует поступить?

Этичное руководство

Руководство (leadership) – это большой вызов и ответственность, это не та работа, которую человек выполняет / может выполнять в одиночку. Руководство означает коллективную и согласованную деятельность ради какой-либо цели, в которой установлены определённые правила игры и нормы, предписывающие образ действия и поведения. Для меня ключевыми словами руководства являются сотрудничество, ответственность и этика.

Сотрудничество – партнёрство, общение, обмен информацией, командная работа, чувство общности, учёт и привлечение желаний и интересов других людей, участие в работе и руководстве, управление конфликтами.

Ответственность – примерное поведение, оценка и признание людей, забота о людях.

Этика – человечность, честность, уважение, добрая воля, справедливость, доверие.

Эффективное, результативное управление не возможно обеспечить без этики, ради успехов самого предприятия важно относиться к другим с уважением, ценить других людей и считаться с тем, что происходит внутри и вокруг предприятия. Каждая организация является частью общества (обществ) и более обширной среды, игнорирование общества и среды может привести к ситуации, при которой предприятие больше не сможет продолжать свою деятельность. Общество и среда могут существовать и без какого-либо конкретного предприятия, но предприятие без окружающей его среды и общества не выживет.

Люди создают организации, и организация создаётся, в первую очередь, именно для людей. Все изделия и услуги, которые изготавливаются и предлагаются, создаются именно для людей и для удовлетворения их потребностей. Люди формируют организации, общества и страны, поэтому нельзя забывать человека, его потребностей и желаний.

Арши Кэрролл (Archie Carroll) определил и разделил управление согласно поведению, деятельности и отношению руководителя на три группы: имморальное, аморальное и этичное управление .




Этика
Популярные разделы психологии
Популярные партнерские программы
Оплата за услуг WebMoney