Этика ценностей

  Этика ценностей - восходящая к Аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа Шелером материальной этикой ценностей (см. Ценность).
По Канту, моральное повеление (Императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли.

Идея о примате формы над содержанием идет еще от античности;
у Аристотеля целью становления являлась чистая форма,
у Плотина - добро.
У Канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т.д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость.
М. Шелер, наоборот, считает: "Не является верным ни то, что все априорное формально, ни то, что все материальное апостериорно".

  Воля, определенная материально, не нуждается, как полагал Кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня «существа природы».
Мышление относится у него к чувственности приблизительно так же, как априорное к апостериорному.
В противоположность этому феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов.
По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. Бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте.

Существует чистая априорная ценность.
«Эмоциональное в духе: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление - также обладает изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое определяется этикой совершенно независимо от логики. Имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил Блез Паскаль» (М. Шелер. «Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik», 1927).

Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием.
Сама ценность не есть, закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. В силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание поведения.




Этика
Популярные разделы психологии
Популярные партнерские программы