Этика поступка



  Перед каждым человеком стоит парадоксальная задача — стать самим собой. Как человек движется навстречу к себе? Классические тексты, относящиеся к разным эпохам к культурам, дают схожий ответ: путем поступка.

  Этика занимается вопреки широко распространенному мнению не ценностями и нормами, а поступками. Ценности, нормы и добродетели являются именно теми действующими на "заднем плане" инструментами управления, которые соотносятся с поступками. Если бы у нас не было необходимости совершать поступки, то они были бы бессмысленными.

  При всяком занятии этикой необходимо различать действия и поведение с одной стороны и поступок с другой, как это уже описал Аристотель в своей "Никомаховой этике". Критерием этого разграничения является степень сознания, при котором это действие выполняется. Для словесного выражения этого различия  в повседневной жизни и прежде всего в этике используется понятие поступка.

  Например, если спросить человека, трогающего свои волосы рукой: "что ты делаешь?", то в первый момент он испугается и даже не сможет ответить, так как движение его рук было бессознательным. Несмотря на это он произвел "действие", но не "поступок". Почему? А в другом случае, когда тот же человек проводит расческой по волосам, чтобы объяснить парикмахеру, как он хочет подстричь волосы. В этом случае движения рук совершаются с определенной целью, а именно, с целью показать то, что трудно выразить словами. Здесь имеет место поступок. Поступок - это конечно тоже действие, но действие сознательное, во имя цели. Целенаправленность поступка - в определенном смысле называется преднамеренным (интенциональным) поступком. Только знание этого намерения позволяет нам, как правило, понять поступок. Так как цель по-гречески Telos, то соответственно этому стилю речи мы говорим о телеологической структуре каждого действия, или переведя с латинского: "omne agens agit propter finem", т.е. каждый поступок совершается с какой либо целью. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "для чего?" является поступком.

  Чтобы оправдать поступок с моральной точки зрения и тем самым ответить на вопрос об ответственности за него важно исследовать понятия "добровольность" и "намеренность": являются ли добровольность и намеренность конгруэнтными понятиями. Например: случайно взмахнув рукой, я могу задеть вазу на подставке и разбить ее. Хотя движение руки было непроизвольным, однако оно явилось непосредственной причиной разрушения вазы. Того кто это сделал, можно оправдать каузально (хотя взмах руки был намеренным, но он не предполагал таких последствий), а не по финалу, так как здесь в смысле морали совершения поступка не было. Для моральной вины должна была иметь место связь между движением руки и разрушением вазы. Но здесь это не имело место.

Все поступки, основанные на намерении добровольны, но не все добровольные действия имеют намерения.

Примечание: "Добровольно" является более широким понятием, "намерение" более узким.

Пример: "Играть на музыкальных инструментах - это хорошо или плохо?"

  На этом примере можно понять функцию обстоятельств поступка. Постановка вопроса как таковая отделена от каких-либо моральных притязаний и тем самым не требует ответа, а поэтому также бессмысленна. Моральное качество этого поступка можно оценить только тогда, когда затем может произойти то, что действительно произошло. Здесь необходимы дополнительные размышления. Следующая маленькая сценка характеризует типичные структурные признаки поступка.
Соло на трубе

В данном случае игра на музыкальных инструментах как "действие" представлена как шесть обстоятельств, определяющих это действие, так называемых Circumstantiae, необходимых для характеристики этого действия. Они формулируются в виде вопросов, так же как их уже сформулировал Аристотель в третьей книге "Никомаховой этики". Они представлены далее Цицероном в его "Риторике", предназначенной для западных школ, и каждый взрослый уже в начальной школе обучался ей на занятиях по письменной речи. Только с помощью этих вопросов действие обретает свою "реальность".

В зависимости от того, какими идут ответы на эти вопросы об обстоятельствах действия, выносится положительная или отрицательная оценка.

"Условия игры":

Представим себе, что вы должны быть слушателем музыкальной пьесы "соло на трубе", которая предлагается вам в совершенно различных обстоятельствах. Вообразите вашу реакцию на появление определенного обстоятельства. При этом вы переходите строчка за строчкой с левой стороны на правую и наоборот. Смысл игры состоит в том, чтобы выяснить, как влияет вопрос "для чего?" на ваше эмоциональное состояние и как вы оцениваете это состояние. Усилится ли на левой стороне картинки ваш гнев или он ослабнет, если вы позвоните в дверь соседям и узнаете что соло на трубе в середине ночи исполняет молодой человек, потому что именно сейчас его семидесятипятилетняя бабушка празднует свой день рождения. В этот момент вы уже знаете благодаря ответу на вопрос "для чего?", что вообще происходит в соседней квартире, а именно, чествование бабушки в ее день рождения!




Этика
Популярные разделы психологии
Популярные партнерские программы
Оплата за услуг WebMoney