Профессиональная этика



Профессиональная этика подразумевает безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии (работы).

  В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой.

  В более узком понимании профессиональная этика может рассматриваться как мораль ученого, педагога, врача, юриста, представителя любой другой профессии. В этом смысле подразумевается категорическое недопущение использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти. Особенно это относится к этике врача и юриста, которые работают непосредственно с живым человеком, становятся обладателями его тайн, имеют возможность кардинальным образом изменить его жизнь и бытие.

В 1953 г. были опубликованы первые официальные этические стандарты Американской психологической ассоциацией (АПА), которые с тех пор несколько раз пересматривались.

Первая сфера — «ответственность» — обращает особое внимание на то, что психологи должны быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным результатам своих профессиональных действий.

Принцип «компетентности» подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в которых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом.

Принцип «моральных и правовых норм» требует от психологов знания норм поведения, существующих в обществе, и использования этой информации при разработке собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения.

Принцип, управляющий «самопрезентациями», определяет способы предоставления организацией либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных сообществах и своих функциях.

Принцип «конфиденциальности» является неотъемлемой частью эффективной психол. практики. Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не должны передаваться др. лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает очевидной опасности для кого-либо др.

В целях защиты прав тех, кто прибегает к психологическим услугам, разработан принцип, касающийся «благополучия потребителя».

Принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на обязательства психологов при взаимодействии с другими специалистами. От психологов ожидается, что они будут принимать во внимание нужды и умения др. специалистов и гарантировать наилучшие из всех возможных услуги для клиентов.

Принцип, регулирующий использование «методик оценки», требует от психологов соблюдения норм, относящихся к данным методикам в целях обеспечения их надежности и предотвращения неправильного использования.

Принцип, касающийся «проведения исследований с участием человека», является столь сложным, что заслуживает отдельной большой публикации. Может иметь место непреодолимый этический конфликт, связанный с тем, что на одну чашу весов должна быть положена ценность исследования, а на др. — любой потенциально возможный риск для участников.

Завершающий принцип охватывает «заботу о животных и обращение с ними». При использовании животных в целях исследований следует позаботиться о гуманном обращении с ними и о соблюдении действующего законодательства.

Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с которыми сталкиваются психологи и др. специалисты. Ясно, что в центре внимания находится защита тех, с кем работают психологи. Это помогает тж защитить и самих психологов, предоставляя рамки, в которых проводится работа, и обеспечивая поддержку других коллег. Кроме того, такое внимание защищает от вмешательства непрофессионалов.

В разработке этических норм и следовании им существует несколько важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем мн. из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психол. помощь, часто находится в конфликте с соц. ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема — интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями общества в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой является работа психологов в не психологическом окружении (напр., бизнесе) с иными организационными стандартами. Это лишь малая часть того многообразия проблем, к-рое связано с разработкой четких этических директив.

Существуют определенные группы клиентов, относительно которых психологам особенно трудно выносить суждения об этичности практики. Лица, страдающие психическими нарушениями, составляют одну из таких групп ввиду их неспособности самостоятельно принимать эффективные решения, что возлагает дополнительную нагрузку на психолога.

Второй группой, требующей особого этического подхода, являются дети вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом.

В семейной терапии тж возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда терапевты общаются с др. членами семьи за пределами сеансов терапии, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным.

Особые этические проблемы возникают в терапевтических группах, так как их члены связаны только своими собственными моральными стандартами, а не формальными этическими или правовыми нормами. Вследствие этого члены группы могут потенциально нанести вред др. членам или же не смогут сохранять конфиденциальность.

Еще одна группа проблем касается этических вопросов, связанных с клиентами, помощь которым оплачивают страховые компании. Если психолог принимает оплату от страховой компании, он должен предоставлять ей определенную информацию о клиенте (напр., диагноз, обоснование необходимости терапии, количество сеансов). Следовательно, такая информация не будет больше конфиденциальной.

Очевидно, что эти этические принципы не решают всех проблем, с которыми сталкиваются психологи. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в психол. теории и практике. Интеграция социальных и профессиональных ценностей с юридическими требованиями является непрерывным процессом.

Следовательно, этические принципы — это не застывший набор правил, а скорее путеводные линии, следуя которым, каждый психолог должен, тем не менее, непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон.

Т. С. Беннетт
Термины по профессиональной этике (глоссарий)




Этика
Популярные разделы психологии
Популярные партнерские программы
Оплата за услуг WebMoney