Социальная психология



Главная » Разделы психологии » Социальная психология

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности:
- поведения человека в социальной организации;
- взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;
- развития нравственно-психологического климата в коллективе;

Существуют два основных подхода к во­просу о предмете социальной психологии.

  Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй — главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обо­значился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и по­ложение личности в группе.

  Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее; социальная психология — это отрасль психо­логической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обуслов­ленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенно­сти этих общностей.

  Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в со­циальные общности.

По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникнове­ния, функционирования и проявления социаль­но-психологических явлений намакро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормаль­ных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психо­логии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).

Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

   Особенностью социальной психологии явля­ется ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конк­ретными задачами, которые стоят перед об­ществом определенного типа, его традициями, культурой.

Задачи для исследователей:

1)корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе;

2)отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе   исследований; понимать и осознавать пробле­мы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем.

  В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потреб­ность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стерео­типов, смена ролевого поведения, этнополити-ческие конфликты. Реальна проблема психиче­ского здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, Переход от социальных гарантий в области здраво­охранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезнен­но. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.

Основные из этих задач следующие:

1)теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2)исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3)выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4)разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

5)выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

  Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

Общество диктует проблемы социаль­ной психологии, поэтому главная задача со­циального психолога — уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания социально-психологической науки эта часть работы и наиболее важна/

ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  Проблемы методологии важны для любой науки. Статус социальной психологии приводит к необходимости применения в практике иссле­дования одновременно методологических прин­ципов двух научных дисциплин: психологии и социологии, что в ряде случаев вызывает на­ложение закономерностей общественного раз­вития и развития психики человека. Отсутствие собственного понятийного аппарата вызывает необходимость использования различных тер­минологических словарей.

 В современной науке термином методоло­гия (от греч. methodos — «путь познания») обо­значают три разных уровня научного знания.

1.  Общая методология — это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.

2.  Частная методология — система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективный субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социаль­ного контекста.

3.  Методологические приемы (методо­логия) по Т. В. Корниловой это — множество методик исследования, терапии и т. п. Могут подразделяться на метод (стратегию исследо­вания) и методику (способы фиксации эмпи­рических данных, или техники. Методы нельзя рассматривать изолированно от общей и спе­циальной методологии. Такая зависимость не абсолютна. Одни и те же методы и методики могут применяться в рамках различных мето­дологий.
 
Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:

1)наличие конкретного объекта исследования;

2)выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;

3)четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;

4)объяснение и прогнозирование фактов и яв­лений.

Отличительными чертами научного иссле­дования являются тщательно собранные дан­ные, объединение их в принципы, проверка и ис­пользование этих принципов в дальнейшей работе.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

  Существуют различные классификации со­циально-психологических методов. Наиболее целесообразны следующие.

  Методы феноменологизации и концептуализации — позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальны­ми потребностями, а систематизация — путем соотнесения с имеющимися теориями.

  Методы исследования и диагностики —наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает создание искусственной модели действительности.

Что-либо выяснить о социально-психологи­ческих явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индиви-дови групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).

Моделирование — конструирование моде­ли, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий

Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики — на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.

3.Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статисти­  ческие методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Ме­
тоды обработки даютчисла, а интерпретации по­зволяют перевести их в психологические поня­
тия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.

4.Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.

5.Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).

6.Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры,тренинги межличностной чувствительно­сти и личностного роста и т. п.),

7.Методы конструирования и твор­чества — позволяют использовать потенци­ал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).

Челдышова Надежда. Шпаргалка по социальной психологии. Скачать бесплатно




Этика
Популярные разделы психологии
Популярные партнерские программы
Оплата за услуг WebMoney