Сурдопсихология

Главная » Разделы психологии » Сурдопсихология

  Сурдопсихология (лат. surdus — глухой) — раздел психологии, изучающий закономерности развития психической деятельности людей с нарушениями слуха. Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсаций нарушений слуха различной сложности.

Предмет

  Т.Г. Богданова называет предметом сурдопсихологии изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсаций нарушений различной сложности.

Задачи сурдопсихологии

    * Выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух;
    * изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;
    * изучть закономерности развития личности людей с нарушенным слухом;
    * разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития дей с нарушенным слухом;
    * дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на людей с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.

История сурдопсихологии

  В отличие от значительного количества экспериментальных клинико-психолого-педагогических исследований умственно отсталых детей написанных в конце XIX века и начале ХХ века, среди которых были большие фундаментальные работы, исследований, посвящённых изучению глухонемых детей было значительно меньше. Ни одного фундаментального труда, посвящённого клинико-психолого-педагогическому исследованию глухонемых, не было написано в этот период. Это связано как со спецификой нарушения, так и с историей становления помощи глухонемым в России. В отличие от других категорий детей с отклонениями педагогическая помощь глухонемым детям велась уже с начала XIX века. Были разработаны многочисленные методы педагогической работы с этой категорией детей. Был подготовлен целый ряд трудов и учебных пособий по их воспитанию и обучению. Сурдопедагогика была самой развитой из специальных педагогик в России в начале ХХ века. В отличие от разработанности собственно педагогических методов воздействия на глухонемых, проблема изучения глухонемых детей была разработана крайне мало. Имелось лишь несколько значительных экспериментально-психологических исследований глухонемых детей и несколько клинико-педагогических исследований.

  Одним из первых экспериментально-педагогических исследований глухонемых детей является работа А.В. Владимирского «Умственная работоспособность в разные часы школьного дня. Экспериментальное исследование над воспитанниками Санкт-Петербургского училища глухонемых». А.В. Владимирский был известным врачом и дефектологом, активно вовлечённым в педологические исследования начала века. С 1908 года он работал в Психоневрологическом институте под руководством В.М. Бехтерева.

  Позднее он руководил организованной при этом институте вспомогательной школой. В исследовании автор приводит сопоставление различных категорий испытуемых – глухих и слышащих, мальчиков и девочек, детей разного возраста, их же, но поставленных в различные условия, изучаемых в различных звеньях их деятельности. Подобные модификации в экспериментах позволяют исследователю выяснить воздействие различных факторов на ход и результаты изучаемого процесса.

  Важными выводами исследования являются следующие. Удалось по различным показателям охарактеризовать особенности работоспособности глухонемых детей в различные части дня, показана неравномерность колебаний различных сторон их деятельности на протяжении учебного времени за день, выяснено влияние переключения с учебной на трудовую деятельность. Основным выводом является отставание глухонемых от слышащих в умственной работоспособности. Исследование показало, что им значительно труднее сосредоточиться. В исследовании показано, что данные особенности умственной работоспособности глухонемых постепенно сглаживаются в процессе обучения. Исследование А.В. Владимирского имеет большое значение, поскольку в нём собран и систематизирован большой фактический материал. До этого исследования, умственная работоспособность глухонемых не изучалась экспериментально. Обращает на себя внимание использование в исследовании метода сравнения нормально развивающихся детей и глухонемых.Работа является важной и характерной, поскольку показывает возможности усовершенствования воспитания, которых можно достичь при учёте психологических особенностей глухонемых. А для этого необходимы многочисленные исследования в этом направлении.

  Новаторской является работа А.Н. Поросятникова «Сравнительное исследование зрительных восприятий и способности запоминания у слышащих и глухонемых детей школьного возраста (1910). В своём исследовании автор отмечает неразработанность проблемы изучения психического развития глухонемых. По его мнению, данная проблема является неразработанной незаслуженно, поскольку представляет значительный интерес для педагогов, психологов и врачей. «Насколько мне известно, исследование душевной жизни глухонемых ещё почти совершенно не производилось. Между тем как показывает настоящая работа, есть много интересного в этой области не только для специалистов педагогов глухонемых, но и для психологов и для врачей. Поэтому автор этого исследования почёл бы себя в высшей степени удовлетворённым, если бы его работа дала толчок к проверке ея путём проверочных исследований с применением тех же или других более совершенных методов, или напомнила бы тем, кому близки интересы педагогики глухонемых и вообще науки об этой очень мало исследованной области- душевной жизни глухонемых» .

  Как и А.В. Владимирский, А.Н. Поросятников использует метод сравнения нормально развивающихся детей и глухонемых. В исследовании принимали участие 227 слышащих и 196 глухонемых учеников разных возрастов и полов. Использовались два метода: «воспроизведения» и «воспризнания». Первый метод заключался в том, что испытуемым показывалось то, что должно быть воспринято зрением, а после этого воспринятое должно было быть воспроизведено письменно. Во втором методе воспринятое зрительно испытуемый должен был узнать среди сходных предметов. Наглядный материал состоял из таблицы, с нарисованными на ней 12 буквами, и таблицы, с нарисованными на ней геометрическими фигурами. В результате исследования автор приходит к следующим выводам. Зрительное восприятие глухонемых, будучи по объёму одинаково с таковым же у слышащих, по содержанию, определяющему его качество, стоит значительно ниже; плохое качество зрительного восприятия глухонемых сказывается в меньшей его точности, определённости содержания и разнообразности этого последнего у разных лиц; у глухонемых преобладает моторная память.

  Автор рекомендует следить за развитием зрительного восприятия глухонемых в учебных заведениях и развивать его как важное компенсаторное средство. Работу А.Н. Поросятникова поддержали и признали значительной ведущие сурдопедагоги того времени: Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау и другие сурдопедагоги и отоларингологи, присутствовавшие на Всероссийском съезде по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, где были доложены результаты исследования А.Н. Поросятникова.

  Развитие сурдопсихологии в советский период определил целый ряд фундаментальных работ. Среди них: Соловьёв И. М. «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов» ; Гольдберг А.М. «Формирование письменной речи у младших глухих школьников»; Шиф Ж. И. [1] «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей»; Костанян А.О. «Роль слухового восприятия в развитии двигательных способностей у школьников»; Розанова Т.В. [2] «Развитие памяти и мышления глухих детей»; Катаева – Венгер А.А. «Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих, умственно отсталых)»; Гозова А.П. «Психология трудового обучения глухих»; Букун Н.И. «Психофизиологические основы повышения эффективности трудовой деятельности глухих и слабослышащих»; Тигранова Л.И. «Развитие мышления слабослышащих детей».




Этика
Популярные разделы психологии
Популярные партнерские программы