Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности:
- поведения человека в социальной организации;
- взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;
- развития нравственно-психологического климата в коллективе;
Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.
Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй — главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.
Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее; социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений намакро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).
Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конкретными задачами, которые стоят перед обществом определенного типа, его традициями, культурой.
Задачи для исследователей:
1)корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе;
2)отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе исследований; понимать и осознавать проблемы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем.
В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стереотипов, смена ролевого поведения, этнополити-ческие конфликты. Реальна проблема психического здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, Переход от социальных гарантий в области здравоохранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезненно. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.
Основные из этих задач следующие:
1)теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;
2)исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;
3)выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;
4)разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);
5)выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.
Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.
Общество диктует проблемы социальной психологии, поэтому главная задача социального психолога — уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания социально-психологической науки эта часть работы и наиболее важна/
ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы методологии важны для любой науки. Статус социальной психологии приводит к необходимости применения в практике исследования одновременно методологических принципов двух научных дисциплин: психологии и социологии, что в ряде случаев вызывает наложение закономерностей общественного развития и развития психики человека. Отсутствие собственного понятийного аппарата вызывает необходимость использования различных терминологических словарей.
В современной науке термином методология (от греч. methodos — «путь познания») обозначают три разных уровня научного знания.
1. Общая методология — это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.
2. Частная методология — система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективный субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социального контекста.
3. Методологические приемы (методология) по Т. В. Корниловой это — множество методик исследования, терапии и т. п. Могут подразделяться на метод (стратегию исследования) и методику (способы фиксации эмпирических данных, или техники. Методы нельзя рассматривать изолированно от общей и специальной методологии. Такая зависимость не абсолютна. Одни и те же методы и методики могут применяться в рамках различных методологий.
Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:
1)наличие конкретного объекта исследования;
2)выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;
3)четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;
4)объяснение и прогнозирование фактов и явлений.
Отличительными чертами научного исследования являются тщательно собранные данные, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в дальнейшей работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Существуют различные классификации социально-психологических методов. Наиболее целесообразны следующие.
Методы феноменологизации и концептуализации — позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальными потребностями, а систематизация — путем соотнесения с имеющимися теориями.
Методы исследования и диагностики —наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает создание искусственной модели действительности.
Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индиви-дови групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).
Моделирование — конструирование модели, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий
Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики — на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.
3.Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статисти ческие методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Ме
тоды обработки даютчисла, а интерпретации позволяют перевести их в психологические поня
тия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.
4.Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.
5.Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).
6.Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры,тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.),
7.Методы конструирования и творчества — позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).
Челдышова Надежда. Шпаргалка по социальной психологии. Скачать бесплатно