Экономическая психология

Главная » Разделы психологии » Экономическая психология

  Экономическая психология — отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, классов, народов, а также экономическое поведение, основанное на них. Экономическая психология, представляя собой междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, использует теоретические положения и методы различных отраслей психологии и экономических дисциплин, а также социологии, биологии, антропологии, философии, изучая аспекты экономического поведения, начиная от хозяйственной деятельности индивида и кончая экономической политикой стран. Экономическая психология отличается от экономических наук тем, что предметом ее исследования являются не экономические процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них. Термин «экономическая психология» был впервые применен Г. Тардом  (1881 г.) (см. «Экономическая психология», 1902.) Экономико-психологические реалии, особенно нормы и ценности, в процессе исторического развития общества нередко брались в основу законодательного регулирования норм хозяйственной жизни.

  Представления о психических особенностях «экономического человека» эволюционировали по нескольким направлениям. В наиболее известном из них личность и побуждения субъекта экономической деятельности связываются с «эгоизмом», «личным интересом» (Т. Гоббс, К. Гельвеций, Р. Камберленд, Б. Мандевиль и др.).

  В утилитаризме и прагматизме побуждения «экономического человека» складываются из двух основных компонентов — наслаждения и страдания, котрые не сводятся к чисто денежному накоплению и часто основаны на альтруизме, страстях, любви (Дж. Бентам). Принцип полезности и выгоды как основа экономических мотивов личности у Д. Дьюи дополняется целостным пониманием человека как единства биологического и социального. Мотивирующая привычка рассматривается им как личностно-стилевой компонент деятельности, связанный с обычаями, традициями общества. Обычаи, правила поведения и привычки, нормы как характеристики субъективного мира «экономического человека» раскрываются в концепции Т. Веблена как индивидуально-личностные и культурно-исторические истоки макроэкономического поведения, в результате чего в структуру экономических побуждений были введены иррациональные, «бесполезные» стремления.

  Социально-историческое направление исследования субъекта экономической деятельности рассматривает его классовую принадлежность, зависимость от социального слоя, группы, нации, народа в их историческом развитии (А. Вагнер, К. Книс, Ю. Гильденбранд, К. Маркс и др.) (см. также Историческая психология). Еще одним направлением исследования «экономического человека» является раскрытие морально-ценностных аспектов его сознания. В современных работах предметом исследования является этика предпринимательства, этические аспекты собственности (А. Риан, Д. Холлуэлл). Начиная с середины ХХ в. собственно психологическое направление исследований «экономического человека» приобретает особый размах благодаря работам К. Е. Варнерид, П. Вебли, Д. Каненан, Дж. Катона, А. и. Китова, С. В. Малахова  и др.).

  К основным проблемам экономической психологии относятся проблема человека как субъекта экономической деятельности, проблемы психологии собственности, психологии распределения и потребления, проблемы потребностей и их развития, проблемы психологии занятости, психологии предпринимательства, психологии финансов, накопления, экономического поведения в традиционных обществах, макроэкономической психологии и т. п.




Этика
Популярные разделы психологии
Популярные партнерские программы