Психология спорта - отрасль психологии, изучающая и разрабатывающая психологические основы физического воспитания и спортивного мастерства. Психологическая подготовка спортсмена наряду с его физической, технической и тактической подготовкой во многом определяют успех его выступления на соревнованиях. В связи с этим возникают задачи изучения особенностей спорта по сравнению с другими видами деятельности, выделения основных психологических функций и качеств личности, которые играют решающую роль в различных видах спорта, а также выяснения психологической структуры знаний, которые должны быть усвоены в ходе обучения и тренировки.
Современный спорт высших достижений предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости спортсмена.
На крупнейших соревнованиях успеха добиваются спортсмены, не только обладающие высоким техническим мастерством и функциональной подготовкой, но и психологически подготовленные к спортивной борьбе.
В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Тревожность, стресс, напряженность могут сломать даже очень сильного и физически развитого спортсмена. Не всегда человек сам может справиться с преодолением психологических состояний.
Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения – это область деятельности спортивного психолога.
Для успешного спортивного мастерства необходима серьезная психологическая поддержка, ориентация на внутренние ресурсы. И именно от качественного и комплексного подхода к решению этой задачи зависит ее результативность и достижение самых высоких результатов.
Психологическая помощь спортсменам направлена на то, чтобы:
* повысить способность управлять чувством беспокойства (снятие фобий, тревожности, повышение мотивации);
* выработать и впоследствии уметь поддерживать высокий уровень уверенности в себе;
* выработать навыки повышения устойчивости к стрессу, снижение утомляемости;
* обучить необходимым психологическим технологиям и внедрению их в учебно-тренировочный и соревновательный процесс;
* вывести спортсмена на уровень психологической стабильности;
* раскрыть индивидуальные творческие ресурсы.
В задачи комплексной психологической подготовки спортсменам входит:
* снятие психической напряженности;
* обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;
* моделирование условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию).